Положение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Смоленской области
от 10.10.2023 № 16
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном управлении государственного строительного и технического надзора Смоленской области
1. Общие положения
1.1. Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее также – Главное управление) является исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Смоленской области, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Смоленской области, регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Смоленской области и на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Смоленской области.
1.2. В своей деятельности Главное управление руководствуется международными договорами и соглашениями, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными федеральными правовыми актами, Уставом Смоленской области, иными областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Смоленской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Смоленской области, а также настоящим Положением.
1.3. Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами Смоленской области, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественными объединениями и иными органами и организациями.
1.4. Финансирование расходов на содержание Главного управления и реализацию возложенных на Главное управление полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета.
1.5. Главное управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в финансовом органе Смоленской области и в территориальном органе Федерального казначейства, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности.
1.6. Главное управление обеспечивает при реализации своих полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
1.7. Юридический адрес Главного управления: город Смоленск, улица Чаплина, дом 12.
Почтовый адрес Главного управления: г. Смоленск, ул. Чаплина, д. 12, 214014.
1.8. Полное официальное наименование Главного управления: Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области.
Сокращенное наименование Главного управления: Главное управление госстройтехнадзора Смоленской области.
2. Основные задачи Главного управления
Основными задачами Главного управления являются:
2.1. Осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Смоленской области при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
2.2. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Смоленской области.
2.3. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Смоленской области.
2.4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Смоленской области.
3. Функции Главного управления
В соответствии с возложенными на него задачами Главное управление осуществляет следующие функции:
3.1. Проводит контрольные (надзорные) мероприятия в случаях, указанных в статье 54 ГрК РФ, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
3.2. Формирует программу проверок и вносит изменения в нее в порядке, установленном общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
3.3. Определяет класс энергетической эффективности многоквартирных жилых домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, которые подлежат региональному государственному строительному надзору.
3.4. Направляет в органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
3.5. Ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, в порядке, установленном общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
3.6. Выдает заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 13
статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ) или решение об отказе в выдаче такого заключения.
3.7. Формирует и ведет дела при осуществлении регионального государственного строительного надзора применительно к объектам капитального строительства, при строительстве, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ.
3.8. Осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Смоленской области.
3.9. Осуществляет государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники.
3.10. Выдает паспорта самоходных машин и других видов техники и их дубликаты, а также бланки указанных паспортов, действующих в соответствии
с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
3.11. Осуществляет проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники.
3.12. Осуществляет прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений.
3.13. Осуществляет выдачу организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин.
3.14. Осуществляет запрет эксплуатации самоходных машин и других видов техники в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов.
3.15. Осуществляет контроль за исполнением владельцами самоходных машин и других видов техники обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (за исключением технического осмотра самоходных машин и других видов техники).
3.16. Осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Смоленской области.
3.17. Осуществляет в установленном Правительством Российской
Федерации порядке государственную регистрацию аттракционов.
3.18. Осуществляет региональный государственный контроль (надзор)
в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Смоленской области в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об участии в долевом строительстве).
3.19. Размещает на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении деятельности застройщика, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях Главного управления о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона об участии в долевом строительстве.
3.20. Принимает меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом об участии в долевом строительстве и законодательством Российской Федерации.
3.21. Направляет в правоохранительные органы материалы, связанные с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
3.22. Осуществляет мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.23. Составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.24. Осуществляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле учет и хранение документов, составленных и (или) полученных в рамках регионального государственного строительного надзора.
3.25. Участвует в пределах своей компетенции в организации выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке в соответствии с федеральным законодательством.
3.26. Организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудников Главного управления.
3.27. Проводит мероприятия по гражданской обороне и защите населения Смоленской области, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности в рамках полномочий Главного управления.
3.28. Вносит на рассмотрение Губернатору Смоленской области, Правительству Смоленской области, первому заместителю, заместителям председателя Правительства Смоленской области предложения и проекты правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.
3.29. Рассматривает обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, принимает по ним решения, в том числе о возбуждении дел об административных правонарушениях, в рамках своей компетенции.
3.30. Осуществляет оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.
3.31. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
4. Права Главного управления и его должностных лиц
4.1. Должностные лица Главного управления, уполномоченные на осуществление контрольного (надзорного) мероприятия (далее – должностные лица Главного управления), в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
4.1.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Главного управления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4.1.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
4.1.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
4.1.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
4.1.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
4.1.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
4.1.7. Обращаться в соответствии с Федеральным законом «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Главного управления оказывается противодействие или угрожает опасность.
4.1.8. Совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.
4.2. Главное управление при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости вправе:
4.2.1. Получать от застройщика информацию о физическом лице, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом – застройщиком.
4.2.2. Получать от застройщика информацию о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, с указанием полного наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества (если имеется) индивидуального предпринимателя, адреса (места нахождения), а также о видах таких товаров, работ, услуг и информацию о наличии у этих лиц соответствующих допусков (лицензий) к осуществлению указанных видов работ, поставок товаров и предоставлению услуг, если законодательством Российской Федерации предусмотрено требование о наличии указанных допусков (лицензий).
4.2.3. Получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, документы и информацию о деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
4.2.4. Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 3 Федерального закона об участии в долевом строительстве.
4.2.5. Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 3 Федерального закона об участии в долевом строительстве.
4.2.6. Получать от органа регистрации прав документы и информацию о деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
4.2.7. Получать от органов местного самоуправления документы и информацию о деятельности застройщиков, связанной со строительством многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
4.2.8. Запрашивает у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, либо страховой организации или иностранной страховой организации, имеющей право в соответствии с Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям Федерального закона об участии в долевом строительстве, а также рассматривает жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями указанного Федерального закона.
4.2.9. Обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
4.3. Главное управление вправе привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в рамках своей компетенции:
- к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий – специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий;
- к осуществлению экспертизы – экспертов и (или) экспертные организации.
4.4. Главное управление осуществляет иные права в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также настоящим Положением.
5. Организация деятельности Главного управления
5.1. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Смоленской области после согласования с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
5.2. Начальник Главного управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач и осуществление им функций.
5.3. Начальник Главного управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Смоленской области. Количество заместителей устанавливается штатным расписанием Главного управления.
5.4. Начальник Главного управления:
5.4.1. Осуществляет руководство Главным управлением на основе единоначалия.
5.4.2. Издает в установленном порядке приказы, дает указания, обязательные для выполнения сотрудниками Главного управления, утверждает должностные регламенты (должностные инструкции) и положения о структурных подразделениях Главного управления, а также в установленном порядке контролирует их исполнение.
5.4.3. Действует без доверенности от имени Главного управления, представляет его интересы на территории Смоленской области и за ее пределами.
5.4.4. В установленном порядке и в пределах своей компетенции назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Главного управления, за исключением заместителей начальника Главного управления.
5.4.5. Распределяет обязанности между заместителями начальника Главного управления.
5.4.6. Заключает в пределах своей компетенции договоры и соглашения, выдает доверенности, совершает иные юридические действия.
5.4.7. Обеспечивает соблюдение сотрудниками Главного управления служебной дисциплины, налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с федеральным законодательством (за исключением заместителей начальника Главного управления).
5.4.8. Открывает и закрывает счета в финансовом органе Смоленской области и территориальном органе Федерального казначейства, распоряжается в установленном порядке средствами Главного управления.
5.4.9. Обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, сохранность средств и материальных ценностей.
5.4.10. Несет персональную ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.
5.4.11. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
5.5. Главное управление в установленном порядке осуществляет бухгалтерский, статистический и оперативный учет и отчетность.
6. Реорганизация или ликвидация Главного управления
Реорганизация или ликвидация Главного управления осуществляется Правительством Смоленской области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.